
Россия традиционно считается одной из наименее роботизированных стран в сфере производства. Сейчас плотность роботизации в России, по данным Минпромторга, составляет 19 роботов на 10 тыс. сотрудников при среднемировом уровне 162 на 10 тыс. Объясняется это разными факторами, в том числе спецификой нашего исторического развития, геополитической ситуацией, традиционным подходом к производству. Но главный фактор — относительно дешевая стоимость труда по сравнению со странами Запада и даже некоторыми азиатскими государствами. «Роботы дороже».
В последние несколько лет ситуация с роботизацией в России меняется. Внешние обстоятельства и внутренние потребности производства сформировали благоприятные условия для развития отечественной робототехники. Вот как это произошло.
Предпосылки для робототехнического переворота

До 2022 года в Россию ежегодно импортировали около двух тысяч промышленных роботов. Они выполняли разнообразные задачи на производствах: сварку, перемещение продукции с конвейера на поддон, маркировку, сортировку, покраску. Таких роботов использовали в пищевой промышленности и фармакологии, машиностроении и металлургии.
Промышленные роботы активно применялись и на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) России: например, для сборки вооружения, контроля качества и других задач.
В 2022 году иностранные производители промышленных роботов стали покидать российский рынок. Некоторые ушли буквально «одним днём», оставив в наследие неоконченные проекты и недопоставленное оборудование.
Возникла ситуация близкая к катастрофе: без роботов, автоматизации и сильных ИТ-решений некоторые предприятия обречены закрыться, а это неминуемо приведет к спаду экономики и росту социальной напряженности. Эффекты: падение уровня жизни, отток квалифицированных кадров, утрата технологического суверенитета (без того достаточно хрупкого и только зарождающегося). Если не предпринять решительных мер, мы окажемя на обочине глобального прогресса, что станет угрозой для экономической стабильности и безопасности.
Реакцией на эти события стало постановление Правительства РФ, согласно которому Россия должна к 2030 году войти в топ-25 экономик мира по роботизации. Решение, кажущееся рефлекторным, на самом деле глубоко рефлективное — ему предшествовал тщательный анализ рынка и прямой диалог с промышленными предприятиями и производителями роботов.
Кадровый голод как стимул развития робототехники
Одним из главных факторов, способствующих развитию отечественной робототехники, стал острый дефицит кадров на предприятиях. Проблема нехватки квалифицированных сотрудников в первую очередь касается традиционно рабочих профессий: например, сварщиков, операторов станков ЧПУ. Несмотря на различные меры поддержки, в том числе повышение окладов из-за выделенных субсидий, предприятия не могут привлечь достаточное количество рабочих на производства. В этих условиях автоматизация и роботизация — это единственное верное решение в долгосрочной перспективе.
Незаметная подготовка рынка

Это неочевидно, но к началу 2022 года рынок уже был готов к переходу на отечественную робототехнику. С начала 1990-х годов иностранные компании вкладывали миллионы долларов в развитие промышленных роботов в России. Они убеждали технологов, руководителей производств и советы директоров в необходимости роботизации на предприятиях.
Еще с начала столетия в ведущих инженерных университетах студентов с первых курсов обучали в контексте того, что на современном производстве обязательно должны работать роботы. В стране открывали специальные учебные центры, лаборатории, кванториумы, кружки робототехники.
Многолетняя подготовка и построенная инфраструктура подготовки кадров теперь работают в пользу российских производителей промышленных роботов.
Российские промышленные роботы выходят на сцену

Комплекс субсидий, мер поддержки и предварительная подготовка рынка позволили сразу нескольким российским компаниям в 2022 году запустить производство роботов для промышленности. Сегодня в России представлены совершенно разные решения: от коллаборативных роботов с малой грузоподъемностью для выполнения рутинных задач до мощных промышленных роботов, способных поднимать тонны грузов и работать на высокой скорости.
Конкурентоспособные отечественные решения появились достаточно быстро — буквально за полтора-два года. При доминировании иностранных производителей, десятилетиями инвестировавших в научно-исследовательские разработки, такой «скачок» был бы невозможен.
Воспользовавшись господдержкой, российские производители смогли нивелировать часть рисков и позволить себе разработку надежных, стабильных и точных роботов. Например, компания Promobot, которая занималась сервисной робототехникой, начала разработку промышленного кобота в 2022 году и уже в 2025 году приступила к поставкам на предприятия.
Коллаборативный робот (кобот) — это робот для совместной работы с человеком в одном рабочем пространстве. Его основная задача — облегчить выполнение производственных задач, которые невозможно полностью автоматизировать, обеспечивая безопасность и эффективность взаимодействия.
Проблемы и перспективы

Очевидно, что отечественная промышленная робототехника сделала огромный шаг вперед за последние несколько лет, в том числе и в коммерческом направлении. Но на этом пути возникли новые препятствия, которые необходимо преодолевать.
Например, коллаборативные промышленные роботы состоят из большого количества компонентов. С разработкой некоторых из них, например, схватов и контроллеров, российские производители справились быстро. Но производство сервоприводов и волновых редукторов оказалось гораздо более сложной задачей. Несколько российских компаний уже начинают их производить и в ближайшем будущем ожидается, что российские манипуляторы будут на 100% состоять из отечественных комплектующих (сейчас только примерно 80% комплектующих делают в России).
Ещё один вызов — «зоопарк технологий». В настоящее время нет ни одного завода, где станки с ЧПУ, конвейерные ленты и роботизированные руки для сварки или перемещения были бы от одного производителя. Но тут решение уже есть. Для корректной и эффективной работы таких разномастных систем существуют интеграторы производства. Их задача — «подружить» различные роботизированные решения с помощью совместимых API, настроить удаленный контроль, объединить всё в удобные интерфейсы. В итоге, если каждый робот успешно выполняет конкретную задачу и не конфликтует с соседями, нет необходимости заменять все решения единым производителем.
Другой важный вопрос связан с достижением поставленной Правительством цели — топ-25 экономик по плотности роботизации к 2030 году. Для этого необходимо ежегодно внедрять на производствах не менее 18 тысяч роботов, что в 9 раз больше текущих показателей. Соответственно, в 9 раз должно увеличиться и количество квалифицированных кадров для обслуживания этих роботов.
Система образования в России уже не первый год выпускает инженеров-робототехников и эта тенденция сохраняется: открываются новые направления подготовки, расширяются программы, появляются новые учреждения, ориентированные на подготовку в том числе робототехников. Очевидно, что дети, получившие знания в области робототехники сегодня, завтра будут востребованными специалистами с гарантированным трудоустройством.
Спрос на российских роботов в 2026 году
В 2026 году, несмотря на то, что некоторые робототехнические компании планируют выпуск продукции только во второй половине года, уже сформировался большой пул предприятий, ожидающих отечественные решения. Среди заинтересованных — представители разных индустрий: например, пищевая промышленность, фармакология. Но наибольший интерес к российским роботам проявляет машиностроительный сектор.
Это связано с активным развитием машиностроения в стране: десятки заводов с сотнями станков ЧПУ недозагружены из-за нехватки персонала для загрузки металлических заготовок. Именно с этой задачей помогут справиться роботы. Например, электрогазосварщики сегодня получают зарплаты, сопоставимые с доходами миддл-разработчиков, но желающих работать по этой специальности по-прежнему недостаточно. А роботов спрашивать не нужно.
Отмечу и необходимость продолжить активную роботизацию в ВПК. Да, Россия опережает США по количеству ядерных боеголовок. Однако, внедрение большего числа роботов на производствах ВПК позволит ускорить производство и других видов вооружения, что, безусловно, играет важную роль в обеспечении безопасности нашего государства.
Возникает вопрос: откуда появился спрос на российские решения, если десятки тысяч роботов для промышленности уже импортировали за последние десятилетия? Во-первых, это возможность масштабировать производственные линии в условиях активного импортозамещения. Во-вторых — шанс заменить роботов, которые официально в стране никто не отремонтирует, на роботов, которых готовы обслуживать прямо на месте. В-третьих, такое обновление поможет сэкономить — если робот входит в реестр отечественного оборудования по Постановлению Правительства РФ №719, можно вернуть до 50% его стоимости государственными субсидиями.
Экспортный потенциал российской робототехники
Текущая ситуация предоставила уникальную возможность создать и сформировать новую индустрию. Это приведет к тому, что даже при гипотетическом снятии санкций иностранным поставщикам будет не просто вернуть прежние позиции на российском рынке.
Демпинговая стратегия для импортеров будет малоэффективной: предприятиям выгоднее приобрести оборудование у российского производителя, ведь в таком случае можно компенсировать до 50% его стоимости.
Первым роботом, который был включен в реестр в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719, стал промышленный манипулятор компании Promobot.
Более того, активно растет интерес к российским роботам со стороны иностранных компаний: из странах Южной и Северной Америки, Европы, Ближнего Востока — отовсюду, где есть производство с рутинными процессами. Мы объясняем это тем, что качество российских роботов уже сейчас превосходит некоторые иностранные аналоги при более доступной цене.
Российские роботы против китайских
Китайские решения также представлены сегодня на российском рынке промышленных роботов. Но традиционно китайских роботов часто сравнивают с «котом в мешке». Да, иногда такие решения работают стабильно, но иногда они могут неожиданно выйти из строя, а получить своевременный и полноценный сервис в таком случае бывает проблематично. Это касается не только робототехники, но и других видов техники, включая автомобили.
Если владелец автомобиля может позволить себе ждать месяц, пока по гарантии привезут запчасти из Китая (и то не всегда), то для производства такой простой недопустим. Некоторые предприятия заявляют, что простой всего одной линии в сутки приносит убыток в миллионы рублей.
Даже если китайский робот дешевле, производители часто отдают предпочтение российским разработкам. Лучше переплатить полмиллиона (ведь часть из переплаченного еще можно будет вернуть) с расширенной гарантией и техподдержкой, чем столкнуться с простоем и сложностями в коммуникации с китайскими поставщиками в WeChat.
В заключение
Развитие промышленной робототехники в России переживает настоящий ренессанс. Вынужденный переход от импортозависимости к собственному производству открыл новые перспективы не только на внутреннем рынке, но и на международном.
Сочетание господдержки, подготовленного рынка и потребности предприятий в автоматизации создают благоприятные условия для дальнейшего развития отрасли. При сохранении этого тренда, благодаря целенаправленной работе по подготовке кадров, Россия имеет все шансы не только войти в топ-25 экономик по плотности роботизации к 2030 году, но и стать значимым игроком на мировом рынке промышленной робототехники.
